Оценка сотрудников сама по себе является важной составляющей работы работников HR, так и непосредственных руководителей. Именно ее результаты становятся базой для развития сотрудника как в личностном, так и в профессиональном плане, а также для совершенствования системы его мотивации.
Существует несколько хорошо зарекомендовавших себя подходов к оценке сотрудников. Один из них – тайная оценка. Как гласит одно из высказываний теоретиков менеджмента, «Корпоративная культура – это то как выглядит организация, когда на нее никто не смотрит». Безусловно, тайная оценка имеет свой ряд существенных преимуществ:
- Поскольку оцениваемые не знают о проводимой оценке, то они ведут себя привычным им образом, который наиболее полно отражает текущий уровень профессионализма, клиентоориентированности и личностных компетенций;
- Оценка сотрудников проводится «без отрыва» от их работы, что экономит время сотрудника;
- Оценка производится по единому стандарту, что позволяет сравнивать результаты между сотрудниками, подразделениями, а также отслеживать их динамику, сравнивая с предыдущими результатами оценок. Выводы таких сравнений могут быть достаточным обоснованием для принятия управленческих решений;
- Метод тайной оценки применим в широком диапазоне бизнес-процессов, хотя наиболее широкое применение нашел в части front line – непосредственного общения персонала с клиентами компании.
Как и любой другой инструмент оценки, тайная оценка имеет свой набор требований и ограничений для получения качественного результата.
- Анкета оценки (чек-лист) должен быть качественно составлен для того чтобы адекватно предусмотреть не только текущие потребности организации, но и будущие ключевые параметры, которые возникнут в процессе ее ближайшего развития. Это обеспечит релевантность и совместимость полученных данных для будущего сравнения. Некачественно составленная анкета может оказать существенное негативное влияние на применимость полученных результатов оценки;
- Количество доступных квалифицированных оценщиков и обработчиков результатов должно обеспечить проведение мероприятия в отведенные ограниченные сроки;
- Оценщики вступают в контакт с сотрудниками, поэтому должны не только соответствовать портрету типичного представителя целевого сегмента, но и уметь транслировать схожие модели поведения. Несоблюдение этого требования приводит к разоблачению тайного оценщика, резкому падению релевантности результатов его работы и к возможной демотивации оцениваемого сотрудника;
- Оценщики и обработчики результатов оценки должны иметь адекватные навыки управления доступной им информацией, которые бы обеспечили конфиденциальность и сохранность полученных данных.
Ситуация
Федеральная компания индустрии моды столкнулась с ухудшением показателей удовлетворения покупателей по мере расширения географии присутствия на территории РФ.
Решение
Совместно c ГК «Алмаз» были проведены следующие действия:
- Разработана и утверждена анкета, которая включала в себя параметры внешнего вида салонов, внутреннего оформления и выкладки, внешнего вида персонала, качества обслуживания, владения методами активных продаж, личностного восприятия оценщиком;
- Спланированы и проведены в сжатые сроки тайные визиты в 85 салонов в 25 городах России;
- Полученные данные были обработаны, представлены в виде, удобном для анализа, и переданы Заказчику;
- Составлены рекомендации по мероприятиям, направленным на наиболее чувствительные зоны роста.
По итогам руководство Компании приняло ряд решений по изменению процедур отбора и обучения сотрудников, а также доработало должностные инструкции.