Последние годы все большее значение в менеджменте уделяется темам развития сотрудников и управления корпоративными знаниями. И это понятно, т.к. при удачной реализации эти инициативы могут радикально увеличивать эффективность и результативность труда сотрудников, вовлекать их в совершенствование своей компании, делать работу в организации привлекательной для персонала и соискателей.
Способов развития сотрудников несколько – можно направлять их регулярно на курсы повышения квалификации и/или в бизнес-школы, можно приглашать преподавателей и тренеров для проведения корпоративных обучающих мероприятий, можно содержать внутренних тренеров, которые бы проводили регулярное обучение своими силами и так далее.
Очевидно, что наиболее системно и предметно вопросы обучения, а также преумножения и сохранения знаний решает построение корпоративного университета, так как:
- составляется связный и взаимодополняющий набор курсов/программ/мероприятий, а не совокупность отдельных тренингов;
- учитываются потребности и специфика конкретной компании;
- учебные программы являются собственностью компании и основой ее конкурентного преимущества;
- университет позволяет вести развитие по установленному плану с понятными критериями эффективности обучения;
- успехи обучения легко увязать с программами оценки и кадрового резерва.
Тем не менее, далеко не каждая компания, даже крупная, может построить свой корпоративный университет. Почему? В значительной степени, потому что это дорого:
- нужно содержать штат собственных преподавателей;
- необходим в штате свой методолог или методический отдел, чтобы разрабатывать учебные программы и поддерживать их в актуальном состоянии;
- помимо рабочих мест работников университета, необходимо содержать учебные помещения и оборудование;
- сотрудников университета необходимо самих периодически обучать, отправлять на конференции, давать им возможность для исследовательской работы, так как ничто не стоит на месте, а старые знания преимуществ не дают.
Все эти соображения привели некоторые компании к концепции «внешнего корпоративного университета», который бы позволил получить все преимущества с меньшими затратами. Такой подход оказался еще более востребованным в период замедления роста экономики, когда организации стараются минимизировать постоянные расходы, переводя их в разряд переменных, по мере востребования.
В случае внешнего корпоративного университета, его специалисты совместно с руководством компании формируют учебную программу, наполняют ее современными учебными мероприятиями, составляют учебное расписание, проводят обучение, оценку сами или подбирают на внешнем рынке провайдеров, контролируют успеваемость и т.д. При этом все учебные материалы настраиваются под нужды компании и остаются в ее собственности, но расходы компания несет только во время обучения, а не всегда.