Смотрели ли Вы триллеры и детективы, в сюжетах которых были задействованы суперпереговорщики??? В конце – суперфинал, развязка, когда все стороны пришли к соглашению, бомба не взорвана, заложники на свободе?
Процесс фасилитации в бизнесе сродни работе переговорщика.
У фасилитатора есть группа – участники обучающего мероприятия, и есть цель, к которой эта группа просто обязана прийти. Это может быть разработка стратегического плана, поиск решения тактической задачи, разрешение конфликтной ситуации – объединение сотрудников на почве общих вопросов, проблем, задач и ценностей и т.п. Бизнес-консультант, используя психологические приемы и навыки управления групповой динамикой, для начала приводит группу в состояние команды. И тут важно понимать различие в понятиях «группа» и «команда». Группа – это некоторое количество людей, где каждый преследует свои цели, а в команде все преследуют одну или несколько общих целей.
Фасилитация – инструмент обучения, обеспечивающий конструктивную коммуникацию и взаимодействие участников мероприятия.
Таким образом, фасилитатор способствует конструктивной работе команды, нивелируя возможные конфликты, раскрывая потенциал каждого участника. При этом он помогает участникам следовать общей цели обучающего мероприятия, не вмешиваясь в процесс. Участники в 90% случаев не замечают работы профессионального фасилитатора и довольны собственными результатами. Отлично!!! Фасилитатор на то и профессионал, чтоб не мешать работе, оставаться практически не заметным: участники не резонируют на него. Но при этом каким-то невообразимо чудесным образом фасилитатор повышает результативность их групповой (командной) работы.
Естественно, такие «чудеса» – плод огромного опыта и профессионализма фасилитатора. Только в отличие от неожиданных чудес, необходимый результат можно запланировать и заказать заранее в консалтинговой компании.
Метод фасилитации был успешно применен во время проведения рабочей сессии (Workshop) «К успеху вместе: В круговороте дел!» в компании «NNN». Во время рабочей сессии были решены вопросы:
- эффективной постановки задач и эффективной коммуникации с коллегами;
- стратегии и тактики эффективных взаимодействий;
- выработаны 7 критериев успешной команды.
В заключение был использован метод «Mind-mapping» для четкой визуализации планирования необходимых действий на пути компании к успеху.
Как показывает практика, зачастую лучшее обучение для сотрудников компаний – это организовать правильный и конструктивный обмен опытом на четко заданные темы, предоставить возможность самостоятельно прийти к общему решению поставленных задач.
Многие компании высоко ценят данный формат обучения сотрудников. Например, компания «NNN» обратилась с запросом о необходимости увеличения у сотрудников объема продаж. Заказчику был предложен тренинг-практикум на тему «Продажи по телефону: от первого звонка до заключения сделки».
В рамках практикума использовались видеосъемка и последующий анализ работы участников. В результате тренинг-практикума участники получили рабочие инструменты для продаж, техники влияния на партнера, определили собственные зоны роста, высокая уверенность в работе, что привело к повышению объема продаж в следующем квартале. Результатом практикума для компании стали повышение объема продаж, увеличение доли на рынке и лояльности сотрудников.
Приведенный выше пример еще раз доказывает, что практикум является одним из самых эффективных форматов для обучения новым навыкам.