+7 (495) 984-83-36

Классификация деловых игр

Понравилась статья? Поделитесь!
VK
Telegram
WhatsApp

Традиционные методы обучения, такие как словесный, наглядный и практический, уже давно не удовлетворяют современным требованиям методики проведения уроков. Они считаются классическими и совсем выбросить их из учебного процесса нельзя, да и не нужно. Важнее дополнить их, расширить, а в некоторых случаях – и заменить.

Одним из эффективных способов повысить продуктивность обучающего процесса является разбор проблемы при помощи ролевой или деловой игры. 90% практических навыков и умений усваивается слушателями при их непосредственном участии в подобных мероприятиях.

Особенности деловых и ролевых игр

Особенностью деловой или ролевой игры является ее вывернутость наизнанку по отношению к традиционным методам обучения. Классическая последовательность образовательного процесса такова:

  • лекция, в ходе которой предлагается новый материал;
  • демонстрация образца, наглядных пособий, подкрепляющих собой услышанное ранее;
  • практическое использование полученных знаний.

Проблема такого подхода в том, что зачастую ученики не знают и не могут спрогнозировать, когда именно и в каком объеме им потребуются полученные знания. Как следствие, материал быстро выветривается из памяти, несмотря на то, что педагог прикладывает немалые усилия, чтобы он был усвоен. Как бы ни насыщенны были практические занятия по теме, при переходе к каждой последующей полученные, но не применяемые в жизни, знания все более подвержены эрозии.

Деловая игра предполагает обратное. С первого же момента ее участники включаются в сложную работу, построенную так, чтобы почувствовать дефицит имеющихся знаний. Таким образом, возникают сразу две мотивации:

  • получить необходимые знания;
  • применить их на практике.

Только после того, как участники обозначают для себя этот круг проблем, им преподносятся знания. Или же игра бывает построена так, чтобы целью ее было самостоятельное получение знаний под контролем руководителя.

Классификация деловых игр

По характеру процесса они делятся на три основные группы:

  • соперничество: команды влияют друг на друга эмоционально, психологически, стремясь достигнуть результата первыми, но взаимодействие между ними не предусмотрено;
  • взаимодействие: становится непременным условием игры. Оно может быть оформлено различными приемами и методами, но участники игры ощущают себя единым целым и зависят друг от друга в достижении результата;
  • соревнование: участники играют, не обращая внимания на прочих. Это может быть командный метод игры или индивидуальный. Суть его в том, что игроки приходят к результату различными путями, хотя исходная позиция каждого звена была одна и та же. Конечных достижений также может быть несколько, по числу команд или участников, и они могут быть различными.

Смысл подобных игр в учебном процессе

Современная педагогика, основываясь на многовековом опыте родителей, учителей, наставников, утверждает, что наиболее эффективно то обучение, которое происходит в виде игры. Конечно, когда учитель, входя в класс, впервые произносит: «Сегодня мы будем играть», на учеников это объявление действует неоднозначно. Однако регулярное использование такого метода обучения вскоре становится ожидаемым и востребованным, в том числе, благодаря возникающим постигровым эффектам.

Смысл деловых игр в учебном процессе:

  • способствование образовательному процессу;
  • повышение сплоченности участников, образование коллектива вместо отдельных членов группы, выполняющих совместную работу;
  • развитие коммуникативных способностей участников;
  • выработка умений и навыков решения стандартных задач;
  • получение представления о типах поведения в различных ситуациях и применение их в реальной жизни;
  • этап рефлексии (постигровые эффекты).

Деловые игры также являются наиболее эффективным методом обучения педагогов. В этой профессии особенно важно быть в курсе последних изменений в методической части науки преподавания, поэтому для них важна образовательная составляющая игры. В современных реалиях школ учителя должны быть максимально подготовлены к самым разным вариантам развития событий на уроке и вне его, а имитация сложных ситуаций в форме игры способствует быстрому принятию верного решения в жизни. И, наконец, упомянутые постигровые эффекты воздействуют на взрослых, подготовленных людей точно так же, как на их подопечных – и в этом их уникальность и важность.

Постигровые эффекты

Эффект от проведенного вместе времени сохраняется у участников любой игры – спортивной, интеллектуальной, компьютерной и т.д. Особенно важно руководителю игры подхватить, оценить и обсудить с участниками те ощущения, которые она вызвала в них. Рефлексия – очень важный этап, ее обязательно нужно осуществить сразу же после игры, пока игроки еще не остыли. Это поможет в дальнейшем настраиваться на работу в кратчайшие сроки, она будет проведена качественнее и результат будет выше.

Выделяются следующие постигровые эффекты деловых игр:

  • «дефицит общения». Игра заканчивается, но ее участники продолжают обсуждение, порой переходя на совершенно отвлеченные от темы игры вопросы;
  • «возврат достоинства». Важный результат взаимодействия участников, который помогает им увидеть себя с лучшей стороны;
  • «изнанка». Иногда в ходе занятия вдруг высвечиваются невидимые ранее проблемы, и игроки видят себя такими, какие они есть, а не такими, какими себе казались;
  • «голый король». При соревновательном характере игры поначалу одна команда кажется более сильной, уверенной и компетентной. Однако в ходе состязания нередка смена ролей – и вот уже команда, казавшаяся слабой, выходит вперед по результатам.
  • «холодный душ». Задание для игры кажется простым и легко выполнимым. Но, едва приступив к нему, игроки осознают – это была кажущаяся легкость. Осознание действует на собравшихся, как холодный душ: наши знания поверхностны, мы переоценили свой багаж. Это мотивирует к новым находкам;
  • «открытые двери». Участникам кажется, что они хорошо знают друг друга и достаточно близки. Большим открытием становится тот факт, что в ходе игры происходит сближение по-новому, по иным критериям и качествам;
  • «зеркало». Часто в ходе разрешения проблем и заданий игры ее участники предстают друг перед другом в новом свете. Приходит глубокое человеческое понимание о ценности личности каждого члена коллектива. Иногда в результате одной, удачно проведенной игры, меняется место ее участника в иерархии класса или трудового состава;
  • «перенастройка». Удачное проведение мероприятия, завершенного на высокой ноте, вносит коррективы в представление участников о необходимости таких игр;
  • «эффект команды». Это, пожалуй, один из самых ценных постигровых эффектов, потому что дает каждому участнику ощущение плеча рядом стоящего человека, ощущение товарищества. В обсуждениях игры и подведении итогов чаще звучит слово «мы», чем «я».

Своевременность ролевых и деловых игр

Важность игр никем не оспаривается. Возникает вопрос уместности постоянного обращения к этому способу взаимодействия. Вот игра проведена, участники ее получили необходимые познания, опробовали их применение на практике, получили моральное удовлетворение… Однако процесс подготовки к самой игре бывает настолько трудозатратен и длителен, что повторять такое мероприятие снова и снова организаторам не хочется – случается и такое.

Разработки инновационных, имитационных и ансамблевых игр предполагают отведение для их проведения значительного времени, иногда оно достигает 7-8 дней. Порой участники вывозятся в изолированное место, чтобы снизить риск вмешательства в ход игры внешних факторов: работы, семьи. В условиях времени, отведенного на урок, реализовать все принципы и функции ролевой игры невозможно, учителю приходится отбирать только самое главное, ориентируясь при этом на цели, которые он ставит перед собой. Что важнее – дать знания и научить применять их в жизненной ситуации или сплотить класс? Применить игру для выработки умения мыслить нестандартно, видеть новое в привычном, изменять угол зрения или важным станет как раз последний этап – этап осмысления себя как уникальной личности, которая может что-то большее, нежели представлялось ранее?

Тем более нежелательно позволять времени размыть, растушевать те наработки, которые с таким трудом были достигнуты преподавателем в ходе занятия. Поэтому, взяв на вооружение этот действенный метод – деловую игру – педагог должен сопоставить свои силы и возможности с требованием регулярности таких уроков. Нельзя, разумеется, играть ежедневно и даже еженедельно, достаточно проводить такие тренировки один раз в 2,5–3 месяца.

Оставить заявку

Бесплатно проконсультируем и подберем лучшее решение конкретно для вашего случая!

Другие кейсы

Оставьте заявку
Получите каталог