Конфликты! Мы часто сталкиваемся с ними в жизни. Дома, на работе, по дороге на работу, по поводу того, что ребенок будет есть на завтрак. И то, как мы разрешаем их во многом зависит от нашего отношения и от понимания, что делать в таких ситуациях. В рамках тренинга мы рассматриваем виды конфликтов, стадии развития конфликта и стратегии его разрешения. А также отвечаем на очень важный вопрос: «А все ли конфликты нужно нивелировать?!»
Результат тренинга для участника:
Формирование знаний типов конфликтов
Знание и умение определять тип и стадию развития конфликта
Умение подбирать стратегию поведения в зависимости от типа, стадии и других факторов
Программа тренинга «Управление конфликтами» :
1. Конфликт – что это такое.
- Определение конфликта
- Виды конфликтов
- Конфликт это хорошо или плохо
- Соотношение уровней производительности труда и типа конфликта
- Привычные мне стратегии поведения в конфликтных ситуациях
2. Стадии развития конфликта и «симптомы» для постановки диагноза.
- Предконфликтная стадия
- Конфликтная стадия
- Стадия разрешения
- Послеконфликтная стадия
- Как не застрять на одном из этапов и «а что если…?»
3. Стратегии разрешения конфликтов.
- Одинаковы ли стратегии для аффективного и сущностного конфликтов?
- От чего зависит выбор стратегии?
- Разбор стратегий и ситуаций их применения
- Практический анализ кейсов и реальных ситуаций
4. Стресс-менеджмент как навык преодоления конфликтов
- Что такое стресс и как он влияет на уровень моей конфликтности
- Как противостоять агрессии другого
- Как самому не свалиться в неконструктивное поведение
Техники восстановления ресурсного состояния
Немного теории
Тренинг управление конфликтами – это возможность сделать работу компании более эффективной и продуктивной, наладить работу между отдельными подразделениями, филиалами, исключить возможность столкновения интересов между ними, либо сделать эти столкновения более конструктивными. Полученные в ходе обучения знания помогут находить решения для кризисных ситуаций, освоить управление развитием и сглаживание конфликтов в коллективе.
Почему это так важно? Дело в том, что конфликтная ситуация в целом может негативно сказаться на развитии бизнеса. Недопонимание и конфликты между сотрудниками и подразделениями могут снижать общую продуктивность компании, ее устойчивость к изменениям рынка, также они могут негативно сказаться на репутации, оттолкнуть инвесторов. Тренинг по управлению конфликтами может быть адресован менеджерам (как топовым, так и среднего звена), HR-специалистам, а также рядовым сотрудникам.
Что такое «Управление конфликтами»?
Зачастую возникновение конфликтов при работе компании неизбежно. Они могут возникать между отдельными сотрудниками, целыми подразделениями, особенно если их деятельность находится на стыке или зоны ответственности пересекаются. Также одной из сторон в конфликтных ситуациях могут выступать клиенты. Во всех трех случаях стратегии управления будут разными. При обучении тренинги по управлению конфликтами учат справляться со всеми их типами. Основная цель – научиться управлять ими. В этом случае действия направлены на минимизацию причин развития, корректирование поведения сторон, а также разрешение ситуаций.
Обучение управление конфликтами чаще всего реализовано в виде тренингов, вебинаров, семинаров. Программа может включать в себя различные аспекты. Однако чаще всего она затрагивает следующие вопросы:
- Типы конфликтов и их роль в развитии компании – изучается типология, основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, динамика их развития;
- Управление – рассматриваются условия для благоприятного разрешения (создание соответствующего эмоционального фона, контакта между сторонами), стратегии личного поведения, этапы развития и пути решения на каждом из них, основные методики решения (как личные, так и организационные);
- Эффективное поведение – рассматриваются основные алгоритмы поведения, управления эмоциональным фоном, как собственным, так и других участников, работа с манипуляциями и агрессией, технология психологической защиты;
- Предотвращение развития кризисов – разработка организационных мер, направленных на профилактику столкновений сторон, выявление конфликтов на ранних этапах.
Кому подходит тренинг по управлению конфликтами?
Программа тренинга по управлению конфликтами рассчитана на обширный круг специалистов. Она подходит для:
- Руководителей команд и управляющих менеджеров – она позволит получить знания, овладеть практическими инструментами и стратегиями по эффективному управлению внутрикомандными конфликтами. Это позволит отслеживать причины появления таких ситуаций, их развитие, искать пути разрешения. Новые качества помогут руководителям лучше управлять коллективом, что поддерживать в нем рабочую продуктивную атмосферу, повысит общую производительность, улучшит взаимодействие между сотрудниками.
- HR-специалистов – задача HR заключается не только в найме, но и курировании работы коллектива. Полученные знания позволят находить решения конфликтов, предотвратить их развитие. В дальнейшем новые знания можно будет передать сотрудникам компании, проводя внутрикорпоративные семинары.
- Бизнес-тренеров – они также не стали исключением в выборке подходящих специалистов для тренинга по управлению конфликтами. обучение предлагает структурированную программу и стратегии по работе с конфликтами. Скрупулезно подготовленный материал позволит сосредоточиться в дальнейшем на преподавании, проведении собственных тренингов и обучающих мероприятий.
Тренинг по управлению конфликтами будет полезен и широкому кругу сотрудников, чья работа связана с постоянным разрешением конфликтных ситуаций с клиентами и заказчиками. Это могут быть сотрудники служб саппорта, отделов продаж. В этом случае обучение позволит дать работникам готовые стратегии работы в наиболее типовых случаях. Это не только повысит эффективность отдела, но и снизит уровень стресса для самих сотрудников. Если есть готовый алгоритм отработки конфликтов, разрешить их можно со значительно меньшими усилиями.
Доступные форматы прохождения обучения
Тренинг управление конфликтами может проводиться в удобном формате. На выбор представлено несколько вариантов:
- онлайн или оффлайн;
- программа может быть рассчитана на один-два семинара или вебинара либо рассчитана на достаточно длительный период.
Выбор варианта зависит от целей обучения. Если бизнесу достаточно дать лишь общее понимание сотрудникам методов эффективного разрешения конфликтов, будет достаточно нескольких занятий. Для получения более глубинных знаний понадобится проведение полноценного обучения. Программа по обучение управлению конфликтами для сотрудников в этом случае может быть направлена на решение проблем определенной компании. В этом случае тренинги по управлению конфликтами будут включать в себя не только лекционный материал, который дает теоретические знания. Проведение деловых игр позволит отработать навыки на практике, что упростит их применение в реальной жизни и работе.
Обучение может проводиться как онлайн, так и оффлайн. В первом случае для прохождения лекционного материала сотрудникам не придется отрываться от рабочего процесса. Вебинары могут предоставляться в записи, что позволяет персоналу ознакомиться с ними в любое удобное время. Такие тренинги по управлению конфликтами удобны для компаний с несколькими подразделениями или сотрудниками, работающими на удаленке.
Оффлайн обучение может проводиться в рабочее или нерабочее время. Однако задействование небольшого отрезка рабочего времени в конце дня, как правило, не нанесет фирме серьезного урона, но вот противодействия со стороны сотрудников вызовет значительно меньше, чем тренинги в выходные.
Какие проблемы способен решить тренинг по управлению конфликтами?
Тренинг по управлению конфликтами направлен на:
- анализ наиболее распространенных конфликтов, программа может быть заточена под нужды компании, это позволит приводить примеры, которые связаны с ежедневными бизнес-процессами;
- освоить инструменты по управлению конфликтами и разрешению ситуаций;
- научиться слышать оппонентов;
- получить стратегию по созданию позитивных отношений между подразделениями, а также с клиентами, инвесторами.
Тренинги по управлению конфликтами направлены на улучшение коммуникативных навыков, создание положительной рабочей атмосферы.
Основные инструменты (техники) управления конфликтами
Все методы по управлению конфликтами можно разделить на:
- структурные;
- внутриличностные;
- межличностные;
- переговорные;
- ответные.
Тренинги по управлению конфликтами подробно изучают все эти техники. Структурные методы направлены на участников ситуаций. Как правило, конфликтные ситуации развиваются по причине неверного распределения функций, зон ответственности, несправедливой системы стимулирования сотрудникам. Справиться с конфликтами помогут координационные механизмы, отлаживание работы, налаживание связей и коммуникации между подразделениями. Обучение управлению конфликтами позволит предпринимать эффективные меры по предотвращению развития ситуаций.
Внутриличностные методы предполагают персональную работу обучающихся над собой. Предполагается проработка собственного поведения в конфликтных ситуациях, умение аргументировано излагать свою точку зрения в различных ситуациях, а также сглаживать по мере необходимости острые углы без ущерба для собственных интересов и компании.
Межличностные методы предполагают выбор формы взаимодействия между участниками конфликта. Стиль должен быть направлен на минимизацию ущерба заинтересованным сторонам и компании в целом.
Переговорная стратегия предполагает применение ряда стратегических приёмов, которые направлены на налаживание отношений между сторонами с учетом стадии конфликта и степени участия сторон.
Зачастую на тренингах по управлению конфликтами называют ответные действия агрессивного характера крайне нежелательными. Однако в некоторых случаях решение возможно только с помощью ответных мер. Ответные действия могут носить управляющий или подавляющий характер.
Ответы на популярные вопросы
В каком формате доступно обучение по управлению конфликтами?
Тренинги по управлению конфликтами доступны в онлайн и оффлайн формате. Это позволяет каждой компании выбрать удобный для себя вариант с учетом бизнес процессов, графика работы.
Сколько в среднем длится тренинг по управлению конфликтами?
Длительность мероприятия зависит от выбранного формата и программы, будет ли это полноценное обучение управлению конфликтами или одиночный тренинг.
Доступен ли индивидуальный формат обучения по решению конфликтных ситуаций с учетом сферы деятельности бизнеса?
Для топ-менеджеров, HR специалистов возможно обучение в индивидуальном формате. В этом случае тренинг по управлению конфликтами в организации будет заточен именно под нужды бизнеса. Удастся рассмотреть с ментором наиболее типовые конфликты, способы управления ими, пути по эффективному разрешению.
Возможно ли групповое обучение и проведение тренингов по управлению стрессом и конфликтами?
Тренинг по управлению конфликтами может быть рассчитан и на широкую аудиторию, например, на сотрудников отделов продаж или менеджеров технической поддержки. Это позволит работникам эффективнее преодолевать конфликтные моменты с клиентами, что положительно скажется на общей репутации и работе компании.
Каким компаниям будут полезны тренинги по управлению стрессом и конфликтами?
По сути, обучение по управлению конфликтами будет полезно всем компаниям, особенно тем, чья деятельность связана с работой с людьми.
Включает ли программа обучения управления конфликтами только теорию?
Тренинги управления конфликтами дают обучающимся обширный круг теоретических знаний. В ходе них участники разберутся в типологии конфликтов, причинах их развития, эффективных путях по управлению и разрешению. Вся теория закрепляется в ходе практических заданий, в том числе и в формате деловых игр, что позволяет получить реальные навыки, которые можно применять на практике в работе.