Тестирование является важной частью обучения во многих сферах человеческой деятельности. По своей сути, оно подразумевает выбор обучаемыми верных вариантов ответов на ормализованные вопросы и мини-задачи (кейсы) из предложенного ограниченного множества ответов. Широкое распространение профессиональное тестирование получило благодаря своим безусловным преимуществам:
- высокий уровень стандартизации процедур;
- низкая зависимость от субъективизма тестирующего;
- высокая скорость;
- возможность автоматизации самого тестирования и обработки его результатов;
- высокая пригодность результатов для статистической обработки и сравнения;
- простота предоставления обратной связи;
- простота организации широкомасштабного и удал
- енного тестирования, с учетом современных IT-технологий и т. п.
Как и все другие инструменты, профессиональное тестирование имеет свои ограничения и требования. Например:
- с его помощью трудно или даже невозможно проверить «мягкие» знания, связанные с убеждениями, теориями, воззрениями, мнениями, общими подходами;
- релевантность результатов тестирования крайне чувствительна к качеству вопросов и тестовых задач;
- тестовые вопросы и задачи должны исключать возможность успешного подбора верного ответа (например, из-за прозрачного алгоритма распределения верных ответов);
- вопросы и задачи должны иметь формулировку, которая обеспечивает одновременно полное понимание и однозначное их толкование;
- тестовые задания должны однозначно выявлять требуемые знания или их отсутствие, исключая возможность неверных ответов при правильном понимании предмета, и наоборот.
Таким образом, насколько тестирование удобно и просто в своем проведении, в проверке и использовании результатов, настолько же оно сложно в части своей корректной подготовки.
Пример программы профессионального тестирования
Ситуация
Компания – крупный официальный автодилер (грузовые автомобили) поставила перед собой задачу повышения общего уровня профессионализма и эффективности работников коммерческого блока. Одним из условий была гарантированная возможность контроля прогресса обучения, чтобы иметь возможность для оценки эффективности затрат на обучение.
Решение
Совместно с бизнес-консультантами была построена и отлажена система профессионального тестирования по трем разделам: знание продукта, знание регламентов, личностные компетенции.
После проведения комплексного профессионального тестирования сотрудников целевой группы и обработки результатов была выстроена сбалансированная система корпоративного обучения длительностью в 1,5 года.
Результатом обучения стал прирост среднего балла сотрудников по трем разделам теста в диапазоне 1,5–2 балла (по 10-бальной шкале), что соответствовало показателям оптимистичного предстартового прогноза.