Внедрение процессной и проектной моделей управления в организации
Процессный подход в управлении – подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.
Регулярные бизнес-процессы по налаженной схеме и проекты на чётко заданный период времени — в эффективной организации эти две модели управления могут существовать одновременно.
Процессная модель управления подразумевает то, что в компании описана карта бизнес-процессов и каждый бизнес-процесс в отдельности. При описании бизнес-процессов происходит декомпозиция на вход в бизнес процесс и выход из него, таким образом каждый понимает четко внутренний продукт, который производится на этом этапе, определяются ответственные за него сотрудники.
Зачем внедрять процессную модель?
- прозрачность ответственности
- возможность оптимизации бизнес-процессов и повышения их эффективности, убираются лишние действия, сокращается время протекания бизнес-процесса
- повышение клиентоориентированности бизнеса за счет понимания клиентского пути и той ценности, которую мы создаем на каждом из переделов (на каждом шаге)
- снижение себестоимости прохождения бизнес-процессов – это происходит за счет оптимизации лишних действий.
Если обобщить, то создание процессной модели управления бизнесом повышает прозрачность бизнеса, его предсказуемость – все это позволяет выстроить работу на принципах бережливого производства (товаров или услуг).
Зачем внедрять проектную модель?
Проектная модель управления – это вторая сторона любого бизнеса. Не всю деятельность внутри компании мы можем расписать как текущий процесс, иногда нам нужно запустить в компании определенные проекты изменений или же выполнить проектную работу для клиента.
Проектная модель управления описывает что мы будем считать проектной деятельностью в компании, как должен проходить стандартный путь проекта, какой документацией он должен сопровождаться внутри компании и т.п.
Управление проектами обычно стандартизированный подход, но как его правильно применить для конкретной компании – на этот вопрос отвечает разрабатываемый пакет документов.
Важной особенностью современного проектного подхода в компаниях является короткий – спринтовый подход. Также важно сразу выстроить культуру подведения итогов проектов – для этого используется подход ретроспектив, которые позволяют осмыслить что удалось сделать, а что пошло не по изначальному плану. Ретроспективы позволяют запустить процесс непрерывного совершенствования проектного управления в компании.
Согласно стандарту ИСО 9001:2000, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.
Цель процессного подхода – повышение эффективности и результативности при достижении организацией определенных ею целей.
Этапы разработки и внедрения процессной и проектной моделей
01.
Анализ существующей модели управления в Компании
02.
Анализ документации
03.
Согласование будущей модели управления
04.
Разработка схемы внедрения и обучения
05.
Проведение необходимого обучения согласно разработанной схеме
06.
Передача УМК по внедрению выбранной модели управления
07.
Проверка и наблюдение за внедрением выбранной модели управления
Результат
Топ-менеджмент и средний менеджмент «говорят на одном языке», транслируют полученные знания младшему составу, простроено правильное взаимодействие между всеми структурами организации. В Компании внедрена выбранная модель управления.