Разработка стратегии развития компании
Разработка стратегии развития компании с учетом интересов различных стейкхолдеров, написание стратегий для корректировки и улучшения работы отдельных подразделений. Запуск новых продуктов и направлений деятельности.
Перед тем как вы погрузитесь в прочтение статьи о разработке стратегии развития компании, позвольте поделиться с вами небольшим наблюдением. Наша команда работает на рынке консалтинга уже 20 лет, за это время мы разработали не один десяток стратегий развития для компаний, проведено огромное количество стратегических сессии – за это время накопился ряд наблюдений, которые сложно назвать полноценным исследованием рынка, скорее это мысли вслух и обобщение опыта. И последнее замечание перед основным текстом: специализация Группы компаний Алмаз – это крупный бизнес в государственном и коммерческом секторе, примерное распределение: промышленность и производство – около 60%, услуги (в т.ч. IT) – 25%, торговля и дистрибьюция (в т.ч. фармацевтический бизнес) – 12%, прочее – 3%.
Зачем компаниям разрабатывать стратегию развития?
В мире крупного бизнеса, где конкуренция огромна, разработка стратегии развития компании становится ключевым фактором для обеспечения устойчивого роста и успешного преодоления вызовов рынка. Этот раздел бросит свет на неотъемлемую необходимость стратегического планирования для крупных компаний.
Когда речь идет о крупномасштабных организациях и холдингах, разработка стратегии компании не просто является протокольной процедурой, а представляет собой мощный инструмент, направленный на формирование четкого видения будущего, определение главных целей и мобилизацию ресурсов.
3 основные причины и цели разработки стратегии компании:
1. Регулярная процедура
Во многих компаниях проведение стратегических сессий для актуализации стратегии развития компании или её отдельных департаментов стали регулярной процедурой, которая проходит 1 раз в год, а также есть промежуточные сессии, которые могут быть посвящены отдельным аспектам стратегии. Такой регулярный подход позволяет команде директоров и собственников вырываться из операционной деятельности, задавать самим себе важные вопросы и вовремя ориентироваться в ситуации. Чаще всего организации с регулярным подходом к проведению стратегических сессий и разработке стратегии развития компании более стабильно чувствуют себя на рынке, т.к. стратегия позволяет заранее предусмотреть ключевые риски и быть к ним готовыми, а также понять потенциальные возможности и загодя их начать реализовывать.
Но есть и проблема в таком регулярном подходе. Через несколько лет неизменных сессий и примерно одинаковых документов, описывающих стратегии развития компании, участники начинают воспринимать эту процедуру как ритуал, а не как реальный способ направить развитие компании в новое русло. Поэтому периодически требуется смена модели и парадигмы разработки стратегии развития компании. В этом случае новые модели стратегического планирования важны не сами по себе, а скорее как способ “освежить” взгляд, взглянуть по-новому на ситуацию.
2. Кризисные явления в отрасли, на рынке, в экономике
Кризисные явления в отрасли, на рынке, в экономике. Второй большой кластер ситуаций, когда требуется разработка стратегии развития компании – это определенные переломные моменты и ситуации кризиса. При этом не так важно, вызван кризис внутренними или внешними причинами, важно понимание команды и собственников, что необходимо что-то менять, иначе начнутся неизбежные негативные последствия. Пользуясь терминологией экзистенциальной психологии, можно сказать, что подобные стратегии – это скорее стратегии “бегства от… / свободы от…” чего-либо, а не стратегии “свобода для…”.
Помощь внешних сил в разработке стратегий развития компании во время кризисных явлений позволяет вырваться из “заколдованного круга”, в который попала компания. Конечно, бывают ситуации, когда сильный лидер во главе компании это может сделать и без внешней поддержки, но мы часто видим, что проблема “нет пророка в своем Отечестве…” никуда не делась.
3. Появление новых возможностей
Отдельный кластер – это стратегии развития, которые в центр внимания ставят новые возможности, которые появились за год/период. Это не частая история, ведь большинство людей и компаний скорее склонны искать проблемы и решения, а не возможности и потенциал. Но это наиболее интересные и действенные в разработке стратегии развития компаний, ведь это и есть истинная цель стратегии – сформировать будущий облик компании. Опасность таких стратегий тоже очевидна, иногда мечта может настолько оторваться от реальности, что шанс её реализовать становится крайне призрачным. Но и без мечтателей этот мир никогда бы не стал двигаться вперед.
Этапы разработки стратегии компании
Разработка стратегии развития компании – это совместный процесс, включающий ряд обязательных элементов:
1. Проведение серии стратегических сессий.
Чаще всего мы используем каскадный метод. Он подразумевает ход от общего к частному, т.е. сначала мы определяем миссию и ключевые цели на период, определяем верхнеуровневую стратегию, далее она детализируется в функциональные цели блоков. Важно на этом этапе выбрать методику, по которой будет идти дальнейшее описание. Это могут быть популярные методики типа GROW или ССП, либо методика может быть разработана под удобный для вас формат.
2. Работа с экспертами по направлениям.
Это формат интервью со стейкхолдерами. Порой индивидуальные беседы позволяют глубже проработать риски и возможности для развития. На этом шаге мы также определяем ключевые показатели эффективности для конкретных пунктов стратегии.
3. Формализация документа стратегии развития компании, подразделения или продукта.
На этом этапе наши эксперты перекладывают мысли и дискуссии в конкретный текст документа, балансируют интересы стейкхолдеров в нем. На этом этапе выделяются противоречия или “белые пятна” в стратегии, которые становятся предметом обсуждения и дальнейшей проработки.
4. Разработка конкретного плана действий с ключевыми показателями эффективности по каждому шагу.
Чтобы стратегия не стала документом о намерениях важно договориться о конкретных шагах по ее реализации. Важно, чтобы все члены команды понимали взаимосвязи и конкретные результаты, которые будут получатся в смежных подразделениях. Классическим результатом этого этапа бывает либо составление план-графика реализации стратегии, либо это может быть представлено в формате OKR. На этом этапе мы также проводим экспертизу отсутствия противоречий в планах и обсуждаем форматы как будут отслеживаться результаты и проводиться промежуточные итоги реализации.
Процесс разработки стратегии для крупных компаний — это комплексное мероприятие, требующее системного подхода и внимания к каждой детали. Этот этап включает в себя не только анализ внешней среды и внутренних ресурсов, но и выработку инновационных подходов, способных обеспечить долгосрочный успех.
Возможные ошибки при разработке стратегии развития компании
При разработке стратегии для крупных компаний существует ряд потенциальных ошибок, которые могут повлиять на конечный результат. От недостаточного вовлечения ключевых заинтересованных сторон до игнорирования динамических изменений в рыночной среде – важно избежать этих ошибок, чтобы обеспечить эффективность стратегии.
Но самая распространенная и самая губительная ошибка — это отсутствие выстроенных коммуникаций в управленческой команде и в компании в целом. Есть расхожее выражение: “…привычка ест культуру на завтрак…” – если вам не удалось выстроить стратегической работы с персоналом в своей компании, то даже самые лучшие идеи разобьются о то, что их некому будет реализовать так, как вы это задумали.
Ошибки в ходе разработки стратегии развития компании не позволят добиться желаемого результата из раза в раз. Мы в ГК Алмаз сталкивались с бесчисленным количеством ошибок, чтобы сейчас помогать с разработкой и реализацией стратегии компаниям.
Команда ГК Алмаз может быть полезна вам в разработке стратегии развития компании:
- Фасилитация стратегических сессий. Это эффективный инструмент для организации обсуждения тех идей, которые потом лягут в документ “Стратегия развития компании”. Благодаря профессиональной фасилитации и модерации процессов обсуждения, каждый член команды сможет быть услышан, а ключевые вопросы не останутся без ответа.
- Написание разработка стратегии развития компании. Часто обсуждения стратегических инициатив в компании не заканчиваются их формализацией, а так и остаются отдельными воспоминаниями в головах отдельных людей. Такой подход неприемлем с точки зрения управления развитием компании. Стратегия должна быть написана и понятна каждому в компании (конечно, тут многое зависит от позиции человека в компании, но в общих чертах каждый сотрудник должен знать, куда движется его компания).
- Различные Бизнес-игры позволяют немного разогреться и правильно настроиться на рабочий лад, выйти за пределы привычного восприятия, чтобы быть готовым думать о будущем компании.
Экспертами нашей компании были реализованы более 50 проектов по разработке стратегий для компаний и подразделений из следующих отраслей:
- Транспортная инфраструктура и логистика
- Фармацевтический бизнес
- IT компании
- Машиностроение и производство оборудования
- Атомная промышленность
- Органы государственной власти регионального и федерального масштаба
- Автомобилестроение и автомобильный бизнес
- Отельный и ресторанный бизнес
- Экспортные стратегии и выход на новые рынки
- Агро-промышленный комплекс
- Судостроение
- Страховой бизнес и финансовый сектор
- Аэрокосмический комплекс
- Легкая промышленность
- Консалтинг и услуги для бизнеса
- FMCG
Бережливое отношение:
Мы придерживаемся высоких этических стандартов в работе. С каждой компанией мы подписываем соглашение о неразглашении.
Пример:
В качестве примера можно рассмотреть внедрение функциональной стратегии службы управления персоналом:
1. Изучение ценностей Компании
2. Анализ связи функциональной стратегии службы управления персоналом и общей корпоративной стратегии
3. Анализ целей, задач, организационной структуры и функций службы по управлению персоналом
4. Анализ основных составляющих стратегии службы управления персоналом:
Функциональные цели и задачи стратегии в части:
- Планирования численности персонала и повышения результативности
- Привлечения в компанию персонала
- Обучения и развитие кадрового потенциала
- Профессионально-квалификационных требований к персоналу
- Системы общего вознаграждения
- Документационного сопровождения деятельности персонала
Ключевые показатели эффективности службы по управлению персоналом
План – график достижения целей и задач функциональной стратегии службы управления персоналом
Соотнесение функциональной стратегии службы управления персоналом с функциональными стратегиями других отделов и общей корпоративной стратегией и ее корректировка при необходимости.
5. Контроль за внедрением новой стратегии.
6. Факторы влияния и основные риски
7. Итоговый документ по функциональной стратегии службы и этапам ее внедрения.