Профессиональная оценка персонала организации
Эксперты Группы компаний «АЛМАЗ» проводят эффективные оценки персонала по компетенциям и ценностям. При необходимости мы дорабатываем модели компетенции под цели центра оценки.
В результате вы получите индивидуальный отчет с описанием актуального уровня развития компетенций, зон ближайшего развития и индивидуальный план развития сотрудника или командный отчет.
Исследования показали, что на эффективность работы в большей степени, чем актуальный уровень компетенций, влияет зона ближайшего развития. Поэтому по итогам экспертной оценки персонала мы создаём конкретные планы развития сотрудников, которые соотносятся с планами развития компании.
В своей работе мы придерживаемся принципов Российского стандарта центра оценки.
ВЫБЕРИТЕ ВИД ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
Быстрый и относительно недорогой метод оценки персонала по строго заданным критериям. Экспресс-оценка проводится на основе общегрупповых заданий, например тренинг или бизнес-игра, путем наблюдения ассесоров за поведением участников. На основе экспресс-оценки пишутся краткие отчет по каждому сотруднику по уровню проявленности компетенции и прописываются его зоны ближайшего развития.
Проведение центра оценки позволяет компаниям понять уровень развития оцениваемых компетенций у сотрудников, зоны ближайшего развития сотрудника и его дефициты. В фокусе внимания центра оценки могут быть как личностно-деловые компетенции сотрудника, так и профессиональные. Важнейшим элементом центра оценки являются правильно подобранные моделирующие задания, которые должны максимально полно отражать его реальную деятельность в компании.
Центр развития – это вид комплексной оценки персонала, где в центре внимания экспертов по оценке стоит не только актуальный уровень развития компетенций или определение зон роста. Фокусом внимания центра развития является то, как быстро и как качественно сотрудник способен освоить новые знания и новые навыки.
В ходе Центра развития происходит как классическая оценка по компетенциям или ценностям, так и динамика освоения новых инструментов.
Оценка в ходе деятельности – это направленный вид оценки персонала по компетенциям или ценностям. Такая оценка проходит в естественных рабочих условиях в ходе выполнения рабочих задач. Например, в ходе клиентских встреч или общения с командой. При этом ассессор роль “тени”, который наблюдает, но не вмешивается в процесс деятельности. В фармацевтических компаниях или для торговых представителей такой формат еще называется “двойные визиты”. Его главное преимущество – отсутствие моделирующих заданий, а также моментальная обратная связь по результатам деятельности.
Как мы работаем
Проведение установочной сессии с заказчиком. Знакомство с моделью компетенции
Доработка модели компетенций и индикаторов поведения под цели и задачи центра оценки
Создание архитектуры центра оценки и моделирующих заданий
Проведение центра оценка, обработка результатов, предоставление обратной связи для участников и заказчиков
Клиенты
Важное уточнение
Материал описанный ниже раскрывает лишь базовую сторону вопроса, не считайте его экспертным и полностью применимым к вашим задачам. Профессиональная оценка персонала организации - индивидуальный процесс, не существует единого шаблона.
Немного теории
Профессиональная оценка персонала организации необходима для повышения производительности и эффективности деятельности компании. Данное мероприятие позволяет оценить уровень профессиональной компетентности отдельно взятого сотрудника и всего коллектива в целом. Оценка персонала помогает выявить соответствие показателей труда работника заявленным требованиям. На основе данных, полученных в результате оценки сотрудников, формируется система кадровой работы. На каждом предприятии разрабатывается свой комплекс критериев оценки эффективности работы сотрудников. Некоторые руководители испытывают сложности в процессе оценки и анализа деятельности персонала. Чтобы никаких проблем не возникало, важно грамотно сформировать критерии, по которым будет проводиться экспертная оценка персонала.
Что такое профессиональная оценка персонала?
Оценка работы персонала в организации – комплекс мероприятий, который помогает оценить эффективность и результативность деятельности команды. Критерии оценки позволяют максимально точно определить, соответствует ли каждый член команды занимаемой должности. Процедура не проводится просто так, для проведения оценки эффективности персонала в большинстве случаев есть причины. Наиболее часто такими причинами становятся:
- смена руководящего состава;
- смена стратегии деятельности компании;
- реорганизация кадровой политики на предприятии;
- нехватка работников, большая «текучесть»;
- недовольство команды условиями труда, предъявляемым к ним требованиям;
- отсутствие четкой политики работы с командой, отсутствие оценки деятельности, показателей результативности.
Все вышеперечисленные факторы периодически возникают в любой организации. Следовательно, экспертиза качества работы персонала периодически должна проводиться везде. Проведением этой работы обычно занимается отдел кадров или сторонние специалисты, которых нанимает руководитель.
Основные методы проведения оценки персонала
1. Центр оценки
Эти методы проведения оценки персонала позволяют получить представление об уровне анализируемых критериев сотрудника, определить зоны максимального развития и те, где есть дефицит. В процессе проведения профессиональной оценки персонала организации могут оцениваться и специальные навыки и качества, и личные. В данном случае важно грамотно и точно подобрать тесты и мероприятия, которые максимально результативно смогут выявить эффективность деятельности сотрудника в компании. Процесс проводится в формате ассесмента. Это означает, что работник выполняет заранее подготовленные задания. Они формируются в соответствии с целями и задачами, которые преследует компания в целом, и отдельно взятая должность в частности. Проведение ассесмента, как и оценка результатов, может проводиться в разных формах. Возможно интервью, анкетирование, тестирование, ролевая игра, и пр. Для оценки полученных результатов могут использоваться качественные и количественные, а также объективные, общие, и прочие методы. Использование данного метода позволяет оценить компетентность коллектива в целом и отдельно взятого сотрудника, а также вектор мероприятий по повышению его квалификации. С помощью данного метода проведения оценки персонала определяется концепция формирования резерва кадров.
2. Экспресс-оценка
Данный метод широко применяется для эффективной оценки персонала на предприятиях самых разных отраслей. Позволяет быстро получить результаты. Он представляет собой оценку профессиональной деятельности по определенным параметрам. По итогам проведения на каждого работника пишется мини-отчет. В нем указываются зоны ближайшего роста и развития, дается оценка компетентности и соответствия требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Экспресс-оценка пользуется популярностью в силу большого количества преимуществ.
Преимущества метода
- возможность быстро получить результаты, независимо от того, какое количество сотрудников необходимо оценить;
- коллектив компании не подвергается стрессу, так как все происходит в максимально непринужденной обстановке;
- экономия бюджета, так как в ходе проведения нет необходимости разрабатывать многоуровневую систему оценки, составлять и придумывать кейсы, анкеты, подбирать для них информативные вопросы;
- максимально эффективные результаты, так как оценка проводится сразу несколькими экспертами;
- – возможность анализировать большой объем данных.
3. Оценка в процессе выполнения должностных обязанностей
Это экспертная оценка персонала, который находится в своей естественной среде, в процессе выполнения своих профессиональных задач. Специалист, который оценивает, никак при этом не влияет на сам процесс выполнения обязанностей, не вмешивается в него, не дает рекомендаций.
4. Центр развития
В основе данного метода не только выявление уровня профессиональных знаний, умений, и навыков, но и способность воспринимать новую информацию, скорость обучения и освоения новых направлений в работе. Его использование позволяет формировать кадровый резерв, а также оценивать степень готовности коллектива к изменению вектора, стратегии деятельности компании.
В каких случаях нужна оценка персонала?
Оценка деятельности работы персонала – это глобальный и очень трудоемкий процесс. В большинстве случаев он не запускается просто по желанию руководителя. Есть ряд ситуаций, которые требуют оценки результатов деятельности команды. Таких ситуаций огромное количество. Это могут быть глобальные причины, которые касаются работы предприятия в целом, или частные, которые связаны с деятельностью маленького коллектива, отдела, или отдельно взятого специалиста. Во многом организация этого процесса определяется целями и задачами работы компании.
К глобальным причинам можно отнести:
- необходимость оптимизации деятельности компании;
- смена руководства;
- необходимость организации или оптимизации системы поощрения персонала компании;
- необходимость понять, как скоро потребуется повысить уровень квалификации кадров;
- смена стратегии управления и деятельности предприятия;
- появление оснований для перевода сотрудников в пределах компании;
- формирование кадровой политики, определение направлений ее деятельности;
- расширение штата, глобализация деятельности компании, крупные финансовые «вливания» в это направление;
- проведение анализа и эффективности деятельности предприятия.
К частным причинам можно отнести:
- частые нарушение дисциплины работниками;
- с целью подтверждения профнепригодности сотрудника при его увольнении;
- регулярные конфликты внутри коллектива;
- большая «текучка» кадров;
- пополнение штата новыми специалистами, определение набора знаний и навыков, которыми они владеют;
- подбор кандидата на определенную должность;
- оценка эффективности персонала с целью создания кадрового резерва;
- формирование команд, деятельность которых будет направлена на решение определенных задач.
Основные критерии оценки персонала
Есть ряд количественных критериев оценки деятельности специалистов. Стандарты в каждой отдельно взятой специальности будут общими.
Критерии оценки сотрудников:
- обязательные знания и навыки для освоения конкретной профессии;
В рамках этого критерия проводится hr оценка персонала. Это значит, что определяется его значимость, как профессионала. Проверка этого критерия проводится с помощью анкетирования, тестирования, интервью, экзамена.
- личностные качества в рамках конкретной профессии;
Здесь оценивается уровень коммуникации, целеустремленность, исполнительность, умение быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях, и прочие важные для конкретной специальности качества. Результаты оценки по данному критерию позволяют составить психологический портрет. Например, сотрудник, который обладает лидерскими качествами, не может быть подсобным рабочим, и наоборот, человек-интроверт не может быть руководителем.
- числовая экспертная оценка работы персонала в организации;
Этот критерий, в рамках которого оценивается достижение конкретных результатов. К последним относятся планы продаж, прирост прибыли, достижение бизнес-целей, выполнение производственных планов, и т.д. Составленные планы в конечном итоге сравниваются с реальными результатами за определенный период времени. Когда в итоге получается отрицательная разница, необходимо определить причину. В данном случае важно оценить ситуацию в целом. Например, производственный план может быть не выполнен по причине поломки оборудования, или отсутствия сырья. Эти факторы не должны отражаться на результате оценки.
- Лояльность компании.
Это не ведущий, а скорее дополнительный критерий. И без анализа понятно, что лояльные работники более выгодны компании. Они быстрее приспосабливаются к смене требований, реже меняют место работы. Вместе с тем понятно, что не от каждого работника можно требовать одинакового уровня лояльности.
Частые вопросы по теме
Какие основные принципы эффективной оценки сотрудника?
Основными принципами являются прозрачность, объективность, систематичность, конфиденциальность.
Как оформляются результаты оценки?
Итоги оформляются в виде отчетов или сводных таблиц. Количественные характеристики описываются в виде таблиц. В таком формате удобно сравнивать планы компании с имеющимися достижениями. На основании полученных данных выстраивается система достижения поставленных целей.
С какой целью проводится экспертная оценка персонала?
Экспертная оценка персонала преследует несколько целей: построение кадровой политики, установление здоровых взаимоотношений в коллективе, повышение производительности предприятия, проведение кадровых реформ.
Как часто должна проводиться аттестация сотрудников по месту работы?
Кратность проведения профессиональной оценки персонала организации путем проведения аттестации прописана в нормативных документах. Проводится аттестация в соответствии с должностными инструкциями не реже, чем один раз в 1-3 года.