Управление знаниями (обзор)
О чем будем говорить?
- Основы управления знаниями: цели и задачи.
- С чего начать построение системы управления знаниями.
- Алгоритм первых шагов в KM.
Что вы получите в результате?
- Узнаете из каких элементов состоит полный цикл управления знаниями в организации.
- Узнаете, как применять интегрированный подход к разработке модели управления знаниями.
- Поймете роль и место управления знаниями в управлении организацией.
В истории было несколько витков идеи о том, что и как должен делать работник, чтобы приносить пользу:Первым шагом была самая логичная идея – чтобы работник был полезен и эффективен, он должен работать, а не лениться.
Второй лозунг: «Бери больше – кидай дальше». Этот подход говорит, что надо не просто работать, а работать много и усердно. Чем больше человек работает, тем больше от него толку.
Но, в какой-то момент стало ясно, что время одиночек прошло. И команда способна делать больше и быть более эффективной, чем один, даже самый усердный человек.
И наконец, наше время. Некоторые компании, лучшие в своих отраслях, пришли к пониманию, что:
- работать нужно
- работать нужно усердно
- работать нужно командой
И очень важно, чтобы команда умела применять все самое лучшее (практики, идеи, технологии). Так появилась идея управления знаниями. И на основе качественных знаний должен получаться качественный и выдающийся результат.
1. Многие компании находится на рубеже смены поколений и существуют серьёзные риски потери уникальных знаний в различных областях. Нет такого риска, тогда есть риск «текучки» персонала.
2. Вместе с уникальными специалистами уходят уникальные знания. «Лучшие практики» иногда просто исчезают и не транслируются в бизнес-процесс.
3. Процесс создания новых знаний в исследовательских центрах остаётся преимущественно самодостаточной ценностью. Либо ещё хуже, исследовательских центров НЕТ.
Знания являются основным источником конкурентных преимуществ компаний
Но компании должны не просто осознать это, но и понять, что знаниями организации необходимо управлять.
Управление знаниями – деятельность, направленная на выявление, систематизацию и хранение всех знаний сотрудников компании. Управление знаниями – важнейшая функция современного бизнеса.
1. Повышение эффективности работы за счет снижения количества типовых ошибок.
2. Повышение эффективности за счет использования наиболее эффективных решений через обмен “лучшими практиками”
3. Сохранение знания в качестве актива после ухода сотрудников из компании и сокращение времени вхождения в курс дела новых сотрудников.
4. Защита РИД организации
5. Коммерциализация РИД организации: как за счет НМА, так и прямой монетизации.
Все эти цели реализуются благодаря правильно выстроенному Жизненному циклу Знания в организации. Расскажу о нем немного в упрощенном виде, но в дальнейших курсах мы подробно разберем каждый из элементов.
Итак, для организационного развития важны как формализованные, так и неформализованные знания.
Формализованные и неформализованные знания представляют собой взаимодополняющие компоненты. Визуально их можно изобразить в виде айсберга, видимая часть которого – явные знания, а подводная неявные, в несколько раз превышающие по объему формализованные знания.
И если формализованные знания – это то, что гарантированно сохраняется в организации, то неформализованные знания могут быть утеряны с уходом носителя этих знаний.
Формализованные знания – это инструкции, приказы, базы знаний и т.п. Но мы же с вами понимаем, что в большинстве организациях тут содержится только малая часть реального описания рабочего процесса. Большая часть содержится в головах сотрудников – это неформализованные знания. Где-то их передача выстроена через наставничество, но многое есть только в голове у конкретного человека. А если это уникальное производство, а мастеру уже далеко за 60…
Knowledge management – это набор методических рекомендаций, программного обеспечения и регламентных процедур, которые совместно говорят, как знания должны быть оформлены. Вот он, первый шаг, ЗНАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ФОРМАЛИЗОВАНЫ, структурированы и записаны на носителях так, чтобы они появились в вещественном мире. Откуда эти знания брать, кроме как из головы носителя: рабочие документы, переписка, корпоративный портал и социальные сети, профессиональные сообщества, коммуникация и т.п.
Шаг 2, понять, какие знания необходимо формализовывать в первую очередь, на что обратить внимание при работе. И здесь есть своеобразное деление на знания общедоступные и КВЗ. Эта классификация происходит в зависимости от экспертной оценки, каков риск утраты знания в организации, какие знания максимально влияют на эффективность бизнеса организации.
Общедоступные знания – это знания, которые доступны всем: людям, компаниям и т.п. Такие знания безусловно важны, но они не создают принципиальных конкурентных преимуществ. Таймменеджмент, управление рисками и т.п. – это важно, но каждый способен это приобрести и переложить на свою практику.
А проблема-то современных систем T&D в том, что мы зачастую учим тому, что более доступно, а не то, что критично важно. Оглянитесь вокруг, все чаще Корпоративные университеты основной своей специализацией сейчас выбирают отнюдь не soft skills – учить всех и всему время прошло. Именно hard skills в применении к отрасли, в применении к конкретной компании более всего интересуют бизнес. Но такому hard skills может научить только эксперт изнутри профессии, а не приходящий “варяг-универсал”.
Методология Knowledge management говорит о том, как найти такого эксперта, как выявить его уникальные знания, систематизировать их, защитить эти нематериальные активы и обеспечить их грамотный трансферинг в компании, чтобы и другие специалисты овладели новыми экспертными знаниями, которые необходимы им для повышения эффективности бизнеса.
А где место учебных центров в этом процессе – это помощь в “упаковке” знаниевого актива в соответствии с педагогическим дизайном и правильно выбранной методологией донесения знаний.
Еще раз о первых этапах:
Цикл управления знаниями начинается с определения бизнес-процессов в организации, их формализации. Когда мы понимаем как работает организация, то следующим шагом мы должны определить экспертов, которые обеспечивают лучшее выполнение работ, умеют лучше других достигать результата. Теперь важно “извлечь” или по-другому описать эти знания, понять их степень влияния на общую эффективность. При этом мы также смотрим на риск утраты этих знаний в организации. То есть, если в компании есть 1 уникальный эксперт в предпенсионном возрасте, то такой риск максимален.
Кстати, такое “извлечение” экспертизы может проходить не только в формате тет-а-тет беседы, но и благодаря регулярному мониторингу деятельности сотрудников.
Когда мы обнаруживаем уникальную экспертизу, то важно описать её, или по другому, формализовать, поместить в своеобразный каталог или базу знаний. И если это ноу-хау компании, то его необходимо защитить, возможно пройти процедуру патентования, а в идеале и поставить на баланс организации. Смотрите, таким образом эфимерное знание и может стать нематериальным активом, который повышает общую стоимость компании.
Перед моими глазами были кейсы, когда подобные Знания позволяли экономить компании десятки миллионов. По сути ведь и весь рынок современных стартапов – это рынок знаниевых активов.
Выявил знания, описал их, защитил ИС, а теперь главное – монетизация. Её мы можем обеспечить благодаря трансферингу или передаче. Передача может быть как внутри своей компании, когда уникальная экспертиза становится доступна не одному гениальному програмисту, а целой команде, которая будет работать на благо компании. Например, такой трансферинг знаний может быть и через создание специальных курсов обучения от эксперта. Но монетизация возможна и во вне, когда знания компании продаются другим игрокам рынка
1. Посмотрите на конкретный бизнес-процесс в организации
2. Найдите его “узкое место”
3. Поймите, кто в организации знает, как расширить это бутылочное горлышко
4. Поговорите с ним и поймите, как он это делает. Пусть он Вас научит своей “фишке”
4а. Если в организации нет эксперта, который знает выход, то сделайте рабочую группу из экспертов – создайте новое решение и посмотрите, как оно работает. Если работает, то идем дальше. Если нет, то продолжайте искать! А возможно этого эксперта можно купить на рынке так, чтобы он передал свою формализованную экспертизу.
5. Опишите его экспертизу в терминах действий
6. Попробуйте на “кошках”, чтобы другой человек смог повторить успех лучшей практики
7. Внесите правки в описание
8. Регламентируйте новую работу
9. Повторяйте последовательность действий
10. Параллельно займитесь оформлением ИС в НМА организации