Обучение персонала

Обучение персонала представляет собой постоянный и управляемый процесс, осуществляемый опытными профессионалами. Оно позитивно влияет на квалификацию сотрудников, их производительность и удовлетворяет потребности работников в получении новых знаний, а у руководителей – в обученных кадрах.
Трудно переоценить значение непрерывного обучения персонала, ведь в современных условиях высококвалифицированные специалисты рассматриваются как мощное конкурентоспособное средство, которое можно использовать достаточно долго. Новая техника, непрерывно изменяющиеся технологии, развитие производства и многое другое требуют постоянного повышения уровня подготовки, к тому же предприятию гораздо выгоднее получать высокую отдачу от своих постоянно обучающихся сотрудников, чем от привлечения новых.
Главная цель обучения состоит в создании высокого уровня квалификации сотрудников для обеспечения поступательного движения компании. Уровень профессионализма работников компании напрямую зависит от того, насколько они подготовлены к трудовой деятельности.
Подготовка персонала представляет собой обучение будущих сотрудников для разных сфер деятельности человека.
Сотрудник должен повысить свою квалификацию, если требования к профессии ужесточились, либо если он продвигается по служебной лестнице. Цель такого обучения – усовершенствовать свои знания и мастерство.
Переподготовкой персонала занимаются, если появилась потребность в приобретении новой специальности или изменились критерии к содержанию либо результату труда. Во время обучения сотрудника знакомят с теорией и практикой, помогают выработке комплекса умений и навыков, которые ему нужны для квалифицированного выполнения работы и осуществления осознанного самоконтроля.
Меняются оборудование, технологии, но взаимодействие между людьми остается всегда, поэтому дается информация и по способам поведения, соответствующим условиям рабочего места.
Если учебный процесс проводится на обычном месте работы, то используются оснащение и материалы, которые работник будет применять и после окончания учебы. Такое обучение дает возможность повторять и закреплять изученное.
При проведении обучения на месте работы используются разные методы, которые позволят осуществить разработанный план профессиональной подготовки и приобрести комплекс знаний и мастерства, осознать многосторонность деятельности в результате ротации, изучить задачи и проблемы и принять на себя ответственность. Этому же способствуют производственный инструктаж, наставничество и многое другое.
Часто занятия проводятся вне обычного места работы, в этом случае нужны оборудование и инструменты, предназначенные только для учебных целей. Учеба может проходить и в помещениях компании, когда обучаются сотрудники одной компании, либо обучающиеся из разных компаний приходят в колледж, в центр по обучению. Обучение вне производства позволяет сотруднику абстрагироваться от актуальной производственной ситуации и поступить иначе, чем обычно. Оно формирует склонность к иным поведенческим и специальным знаниям.
При организации учебы вне рабочего места преподаватели читают лекции, проводят конференции, семинары, деловые игры, тренинги, устраивают «круглые столы», встречи с руководством, дискуссии, рабочие группы и прочее.
Лекции, способствуют получению как теоретической, так и методической информации, конференции, семинары, дискуссии и другие разговорные формы способствуют развитию логической мысли, выработке поведения в разных обстоятельствах. Деловые игры обучают умению вести себя в различных ситуациях и формированию альтернативных мнений, возникающих в процессе производства или во время проведения встреч и переговоров.
Применяется и метод, который учит решению проблем производства, используя модели. Учащиеся моделируют процессы, существующие на фиктивных фирмах конкурентов. Используя предоставленные данные, они принимают решения для разных этапов производства.
Интересен и метод, когда молодые люди, объединенные в группы, занимаются разработкой решений по вопросам управления компании. Их предложения передаются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их значении. Учащимся сообщают вердикт администрации о результате анализа предоставленных предложений.
Применяются и многие другие методы, в том числе самостоятельное обучение.
Одни методы обучения можно использовать лишь на рабочем месте, другие, например теоретические выкладки, вряд ли удобны в производственных помещениях. Существуют и новые методы, которые сравнительно недавно стали использоваться компаниями России: видеообучение, дистанционное обучение.
Работа по обучению сотрудников является результативной, если затраты на нее будут меньше издержек организации на развитие производительности труда по другим причинам, обусловленным просчетами в работе с персоналом.