Организация стратегических сессий
Часто по результатам стратегической сессии, а также дальнейшей работе консультантов и ТОП-менеджмента компании разрабатывается документ, описывающий либо стратегический план компании в целом, либо функциональную стратегию конкретного бизнес-подразделения.
Стратегическая сессия — это формат работы с командой ключевых сотрудников фирмы, направленный на совместную разработку стратегически значимых решений компании. Такая работа подразумевает активную включённость участников, мозговые штурмы, дискуссии и принятие согласованных решений. Это приводит к тому, что участники процесса включаются в перемены, а не сопротивляются им.
Основные цели стратегической сессии:
- создание и принятие единой идеальной модели развития, единого плана развития холдинга;
- создание и принятие Road Map* по достижению идеальной модели компании.
* Road Map — это краткосрочный или долгосрочный план (путь) по достижению того или иного результата.
Важной особенностью проведения стратегической сессии может стать фокус на повышение эффективности взаимодействия внутри команды ТОП-менеджеров — участников проекта. Как следствие, и повышение результативности совместной работы.
Когда может быть необходима стратегическая сессия?
В первую очередь тогда, когда в компании есть многоуровневая система управления и принятия решения. В таком случае важно, чтобы команда ТОП-менеджеров руководствовалась едиными принципами принятия решения, а также было единое понимание того, куда и зачем движется фирма.
Ситуация / Бизнес-кейс
Приведём пример, с которым несколько лет назад столкнулись наши бизнес-консультанты в работе с одним из клиентов.
Нас пригласили в российское представительство крупной международной компании, которая работала на автомобильном рынке. Основная проблема была озвучена как отсутствие эффективной коммуникации внутри управленческой команды, другими словами «каждый тащил одеяло на себя».
В ходе предпроектной диагностики, стало ясно, что каждый из руководителей, хотя и обладает колоссальным опытом и великолепными знаниями, имеет собственное видение развития компании, её приоритетов и целей. Все ещё более осложнялось тем, что 12 руководителей разговаривали на 4 разных языках: английский, французский, немецкий и русский. Формально английский язык должен был быть для всех основным для коммуникации, но фактически просто было несколько языковых групп, которые делили зоны влияния при принятии решения.
Решение
После подробного изучения компании, специфики её деятельности и возникающих сложностей, бизнес-консультанты Группы компаний «Алмаз» предложили провести стратегическую сессию.
Были выделены основные задачи:
- определение миссии и основных ценностей компании;
- разработка дерева целей развития фирмы с горизонтом планирования 15-20 лет;
- понимание каждым участником собственного места в иерархии компании, понимание общего вектора развития;
- выработка навыков эффективной коммуникации внутри фирмы;
- повышение эффективности совместного взаимодействия, отработка навыков совместного решения задач с возможностью учёта всех имеющихся мнений;
- ощущение причастности каждого из участников к жизни компании.
Не будем долго описывать, как проходила сама стратегическая сессия, которая длилась 3 полноценных рабочих дня. Не будем описывать все жаркие споры и способ, которым участники справились с языковым барьером. Скажем лишь то, что при постпроектной встрече, спустя 6 месяцев, бизнес-консультант, который присутствовал на совете директоров, увидел «чудо». ТОП-менеджмент перестал тратить 50 % времени на пустые споры, всё оценивалось исключительно с позиции результата и продвижения по дороге к генеральной стратегической цели.
Почему было возможно это «чудо»? Команда руководителей была высокопрофессиональной, и требовался только «толчок» в нужном направлении, чтобы прийти к по-настоящему эффективной работе. Таким «толчком» послужила стратегическая сессия, проведённая в нужный момент.