KM Предпроект (вовлечение стейкхолдеров и разработка концепции)
Добрый день, меня зовут Глеб Смирнов. Я являюсь членом наблюдательного совета Russian Knowledge Management Solution, первого консорциума в области управления знаниями и инновациями, созданного на базе ведущих компаний из производственного сектора, а также секторов: информационных технологий, образования, работы с интеллектуальным капиталом и проектный менеджмент.
Наш курс – о будущем, это взгляд вперед в контексте новой экономической реальности, где Знания стали наиболее ценным ресурсом, чем простое обладание доступом к природным ресурсам.
Эта статья посвящена первым шагам в построении Knowledge management в организации. Моя задача показать своеобразный “идеальный” путь, который позволит избежать многих ошибок, которые часто совершаются при внедрении KM в организации. Мы разберем такие этапы как вовлечение стейкхолдеров и создание рабочей группы KM-амбассадоров, исследование KM-инфраструктуры организации и разработка концепции Управления знаниями в организации.
Это культура, которая позволяет транслировать такие ценности как:
- Сотрудничество и совместное использование знаний
- Ценность инноваций
- Ценность преумножения знаний
- Непрерывное обучение и развитие
- Действующие механизмы сохранения и создания новых знаний
- Продуктивное взаимодействие между сотрудниками, практика коммуникаций
- Вовлеченность сотрудников
Это первый, один из важнейших шагов – вовлечение первых лиц организации в работу KM.
Порой в любой профессии появляются революционеры и, к сожалению, их представление о революционном продукте часто идет в ногу с идеей революционного внедрение: мол всё, что было раньше надо уничтожить и обнулить, чтобы построить «новый дивный мир» (привет Замятину и О.Хаксли).
Но даже революционный продукт, коим является Knowledge management, можно внедрять более деликатно, не революционным, а эволюционным путем.
Я возьму на себя смелость утверждать, что во всех действующих компаниях есть Система управления знаниями, инновациями и опытом, просто находится она на разных уровнях зрелости и саморефлексии.
Поэтому при подготовке проекта внедрения Knowledge management важно сначала понять отправную точку, провести своеобразный аудит или исследования существующей KM-инфраструктуры. Как это делается? В мире и в России существуют доказавшие свою эффективность методики, есть эксперты, которые ими владеют.
Проводя первичное исследование, также можно определить уровень зрелости КМ-технологий в соответствии с разработанными международными классификаторами.
Методы исследования:
- Анкетирование сотрудников
- Создание карты экспертов и экспертиз организации
- Экспертные интервью
- Интервью по функциям
- Изучение регламентов и процедур организации
Кто же будет проводить эти исследования? Тут возможны несколько вариантов:
- Сторонние консультанты
- Проектная команда вашей Организации после соответствующего обучения и сертификации
Многие видели в интернете задиристый слоган: «Без ТЗ и результат ХЗ». Мы не будем его расшифровывать, но при всей его неполиткорректности, он отлично показывает перспективы крупных внедрений без детально проработанного плана действий, расчета рисков и т.п.
В Knowledge management существуют заочные споры, что важнее и кто драйвер проекта: IT (ведь любая knowledge management system в своей основе имеет специализированное ПО, позволяющее обеспечивать непрерывный сбор и обмен знаниями и идеями, проверять их уникальность и оформлять всё это в непрерывный поток внутреннего обучения и менторинга), HR (ведь главный носитель знания – это человек, а значит именно отдел персонала должен реализовывать KM в организации, ведь без включения людей система будет мертва!), IP & Legal, Complince (ведь уникальные знания компании необходимо защищать, тем более, что часть этой информации гарантированно составляет коммерческую тайну, за которой охотятся все конкуренты), Финансовый департамент (ведь знания – это нематериальный актив, который можно поставить на баланс организации и увеличить её стоимость), а может быть это Производственный департамент (ведь именно тут чаще всего сосредоточена потребность в обмене опытом и уникальными знаниями между сотрудниками) и т.п.
Согласитесь, обычно в таких спорах истина лежит где-то между. Как говорил наш великий соотечественник В.П.Зинченко: «Где культура? У тебя в голове – нет, там просто серая субстанция и кости. У меня? Тоже нет. Культура где-то между, между нами – она создается во взаимодействии ежесекундно». Так и культура Knowledge management – она создается между разными участниками – это основной кроссфункциональный проект в организации – обмен информацией, знаниями и идеями. Чем лучше этот процесс настроен, тем эффективнее наша совместная работа.
Вот и ТЗ на проект внедрения Управления знаниями никогда не сможет написать один департамент – необходимо учесть интересы каждого, а также российский и международный опыт внедрения KM-технологий в организации. Важно сразу рассматривать KM как в разрезе Стратегии, так и на тактическом и операционном уровне.
1. Обеспечьте вовлечение основных стейкхолдеров до старта проекта: проведите ликбез и обучение, выберите хотя бы примерно методологию KM и цели его внедрения, изучите лучшие практики в стране и в мире. Сформируйте команду амбасадоров KM в организации
2. Не отвергайте заслуги компании и изучите, что уже сейчас есть в организации – исследуйте уровень KM-зрелости инфраструктуры, определите экспертов и критерии их выделения в организации на данный момент. Уважайте предыдущие заслуги людей и компании.
3. Соберите все данные воедино и разработайте понимание, концепцию, целевое видение KM в вашей организации. Не делайте это только своим департаментом, вовлеките разные точки зрения в этот процесс. Далее можно будет поставить конкретные ТЗ для каждого, исходя из общей концепции.