Классификация деловых игр
Особенностью деловой или ролевой игры является ее вывернутость наизнанку по отношению к традиционным методам обучения. Классическая последовательность образовательного процесса такова:
- лекция, в ходе которой предлагается новый материал;
- демонстрация образца, наглядных пособий, подкрепляющих собой услышанное ранее;
- практическое использование полученных знаний.
Деловая игра предполагает обратное. С первого же момента ее участники включаются в сложную работу, построенную так, чтобы почувствовать дефицит имеющихся знаний. Таким образом, возникают сразу две мотивации:
- получить необходимые знания;
- применить их на практике.
По характеру процесса они делятся на три основные группы:
- соперничество: команды влияют друг на друга эмоционально, психологически, стремясь достигнуть результата первыми, но взаимодействие между ними не предусмотрено;
- взаимодействие: становится непременным условием игры. Оно может быть оформлено различными приемами и методами, но участники игры ощущают себя единым целым и зависят друг от друга в достижении результата;
- соревнование: участники играют, не обращая внимания на прочих. Это может быть командный метод игры или индивидуальный. Суть его в том, что игроки приходят к результату различными путями, хотя исходная позиция каждого звена была одна и та же. Конечных достижений также может быть несколько, по числу команд или участников, и они могут быть различными.
Современная педагогика, основываясь на многовековом опыте родителей, учителей, наставников, утверждает, что наиболее эффективно то обучение, которое происходит в виде игры. Конечно, когда учитель, входя в класс, впервые произносит: «Сегодня мы будем играть», на учеников это объявление действует неоднозначно. Однако регулярное использование такого метода обучения вскоре становится ожидаемым и востребованным, в том числе, благодаря возникающим постигровым эффектам.
Смысл деловых игр в учебном процессе:
- способствование образовательному процессу;
- повышение сплоченности участников, образование коллектива вместо отдельных членов группы, выполняющих совместную работу;
- развитие коммуникативных способностей участников;
- выработка умений и навыков решения стандартных задач;
- получение представления о типах поведения в различных ситуациях и применение их в реальной жизни;
- этап рефлексии (постигровые эффекты).
Выделяются следующие постигровые эффекты деловых игр:
- «дефицит общения». Игра заканчивается, но ее участники продолжают обсуждение, порой переходя на совершенно отвлеченные от темы игры вопросы;
- «возврат достоинства». Важный результат взаимодействия участников, который помогает им увидеть себя с лучшей стороны;
- «изнанка». Иногда в ходе занятия вдруг высвечиваются невидимые ранее проблемы, и игроки видят себя такими, какие они есть, а не такими, какими себе казались;
- «голый король». При соревновательном характере игры поначалу одна команда кажется более сильной, уверенной и компетентной. Однако в ходе состязания нередка смена ролей – и вот уже команда, казавшаяся слабой, выходит вперед по результатам.
- «холодный душ». Задание для игры кажется простым и легко выполнимым. Но, едва приступив к нему, игроки осознают – это была кажущаяся легкость. Осознание действует на собравшихся, как холодный душ: наши знания поверхностны, мы переоценили свой багаж. Это мотивирует к новым находкам;
- «открытые двери». Участникам кажется, что они хорошо знают друг друга и достаточно близки. Большим открытием становится тот факт, что в ходе игры происходит сближение по-новому, по иным критериям и качествам;
- «зеркало». Часто в ходе разрешения проблем и заданий игры ее участники предстают друг перед другом в новом свете. Приходит глубокое человеческое понимание о ценности личности каждого члена коллектива. Иногда в результате одной, удачно проведенной игры, меняется место ее участника в иерархии класса или трудового состава;
- «перенастройка». Удачное проведение мероприятия, завершенного на высокой ноте, вносит коррективы в представление участников о необходимости таких игр;
- «эффект команды». Это, пожалуй, один из самых ценных постигровых эффектов, потому что дает каждому участнику ощущение плеча рядом стоящего человека, ощущение товарищества. В обсуждениях игры и подведении итогов чаще звучит слово «мы», чем «я».