Бизнес-игры
Учиться во время игры – естественная способность как для ребенка, так и для взрослого. Ведь все мы в душе остаемся детьми. Это взрослые придумали уроки, лекции и семинары для экономии времени и других ресурсов. Но со временем стало понятно, что эффективность обучения во многом зависит от формата. Поэтому в последние годы появилось много разных обучающих мероприятий: тренинги, дистанционное обучение, M.I.C.E., игровые форматы.
Мы же поговорим про один из видов игрового формата обучения – бизнес-игры. Посмотреть на себя со стороны всегда полезно, так же, как и понять специфику работы коллег. Бизнес-игра дает такую возможность. Цель этого способа обучения – улучшить качество работы каждого сотрудника и повысить общую эффективность коллектива.
Мы много рассказываем про игровые форматы – вот видео с одного из выступлений на конференции, посвященной игровым методам обучения (съемка любительская, но знания будут полезны)
Бизнес-игра – обучающее мероприятие, базирующееся на индивидуальной концепции, разработанной на основе существующих в компании-заказчике бизнес-процессов. Бизнес-игра дублирует как саму структуру компании-заказчика, так и действующие в ней рабочие схемы. Такой подход позволяет с одной стороны создать у участников мероприятия понимание, что они работают над реальными ситуациями и бизнес-кейсами, а с другой – не заострять внимание на несущественных деталях повседневной работы.
Бизнес-игра дает возможность воссоздать рабочие процессы, в которых задействованы участники обучения. Проект может быть как метафорическим, так и максимально приближенным к реальности. В формате бизнес-игры можно отработать стратегию ведения бизнеса, например, стратегию вывода нового продукта на рынок. Такой способ обучения также дает возможность сформировать стратегию взаимодействия с дилерами, подрядчиками, поставщиками, отработать алгоритм взаимодействия сотрудников разных отделов и внутри отдела. Эти задачи решают логические бизнес-игры.
Также бизнес-игры могут носить псевдосоревновательный характер. В них присутствует так называемое соревнование без соревнования, так как важен всегда общий результат. Легенды для этих бизнес-игр создаются таким образом, чтобы инструкция давала возможность участникам самим вырабатывать правила игры. В этом случае либо игра превращается в «битву», где нет выигравших, либо создается ситуация, где участники вынуждены договариваться между собой.
Псевдосоревнования дают сотрудникам возможность не только взглянуть на свою деятельность с точки зрения исполнителей, но и понять важность проактивной позиции в решении насущных проблем в качестве активных участников управления бизнес-процессами.
В ходе игры были достигнуты следующие результаты:
- Руководители подразделений смогли по-новому взглянуть на собственные действия и действия своих коллег с новой позиции;
- Сформировано понимание участниками собственных стратегий принятия решений и управления;
- Увеличилась эффективность совместного взаимодействия и коммуникаций, отработан навык совместного решения задач с возможностью учета всех имеющихся мнений;
- Сформировано умение вырабатывать групповые нормы и правила, а также умение транслировать выработанные ценности и правила для подчиненных;
- Разработаны совместно с руководителями подразделений основные стратегии командного взаимодействия для эффективной работы на общий результат компании и др. Также была проведена экспресс-оценка руководителей по согласованным критериям.