Разработка моделей профессиональных и личностно-деловых компетенций
Компетенция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Но это бытовое определение, мы предлагаем взглянуть на компетенции с профессиональной точки зрения:
Профессиональные компетенции – это критически важные знания, умения и навыки, обладая которыми работники определенных профессий будут способны эффективно выполнять свои функциональных обязанностей в рамках основного бизнес-процесса должности.
У каждой компании свой набор профессиональных и деловых компетенций, которые характерны только для той или иной специфики деятельности.
В связи с этим специалисты Группы компаний «Алмаз» рекомендуют для каждой компании разрабатывать свои модели компетенций. Покажем это на примере проекта по разработке профессиональных компетенций.
Этот процесс состоит из следующих этапов:
Этап №1. Исследование.
- Анализ должностных инструкций, пересечения должностей.
- Анализ системы корпоративной культуры.
- А также анализ деловых компетенций.
Этап №2. Сбор данных.
- Проведение интервью с руководителями
- Проведение интервью с сотрудниками
- Фото дня сотрудника в определенной должности
- Привлечение экспертов
Этап №3. Список компетенций
- Составление списка необходимых профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
- Составление списка необходимых индикаторов для профессиональных компетенций.
- Наполнение маркерами каждой компетенции
Пример: «Производственная компетенция»
Индикаторы |
Ведение инженерных расчетов: владение типовыми методиками |
Способность к анализу технологичности изделий и процессов |
Владение основами системы управления качеством продукции и готовностью к внедрению этой системы |
Способность использовать технологические процессы и операции |
Пример: компетенция «Качество коммуникации»
Индикаторы |
При принятии решения собираются различные точки зрения членов команды, эти точки зрения кладут в основу принимаемых решений |
Дают высказываться друг другу, не перебивают друг друга – уважительная коммуникация между членами команды |
Устанавливает контакты с другими людьми и развивают отношения друг с другом |
Конструктивно сотрудничают с другими командами |
Этап №4. Составление модели компетенций.
- Результат проведенного анализа – итоговый документ с подробным описанием как профессиональных, так и деловых компетенций, которые отвечают требованиям, предъявляемым к сотруднику в конкретной должности и которые необходимы для результативного выполнения обязанностей по каждой должности.
Этап №5. Внедрение разработанной модели компетенций в компании.
- Сопровождение внедрения модели компетенций в компании.