Разработка моделей профессиональных и личностно-деловых компетенций

Компетенция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Но это бытовое определение, мы предлагаем взглянуть на компетенции с профессиональной точки зрения:

Профессиональные компетенции – это критически важные знания, умения и навыки, обладая которыми работники определенных профессий будут способны эффективно выполнять свои функциональных обязанностей в рамках основного бизнес-процесса должности.

У каждой компании свой набор профессиональных и деловых компетенций, которые характерны только для той или иной специфики деятельности.
В связи с этим специалисты Группы компаний «Алмаз» рекомендуют для каждой компании разрабатывать свои модели компетенций. Покажем это на примере проекта по разработке профессиональных компетенций.

Этот процесс состоит из следующих этапов:

Этап №1. Исследование.

  • Анализ должностных инструкций, пересечения должностей.
  • Анализ системы корпоративной культуры.
  • А также анализ деловых компетенций.

Этап №2. Сбор данных.

  • Проведение интервью с руководителями
  • Проведение интервью с сотрудниками
  • Фото дня сотрудника в определенной должности
  • Привлечение экспертов

Этап №3. Список компетенций

  • Составление списка необходимых профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
  • Составление списка необходимых индикаторов для профессиональных компетенций.
  • Наполнение маркерами каждой компетенции

Пример: «Производственная компетенция»

Индикаторы
Ведение инженерных расчетов: владение типовыми методиками
Способность к анализу технологичности изделий и процессов
Владение основами системы управления качеством продукции и готовностью к внедрению этой системы
Способность использовать технологические процессы и операции

Пример: компетенция «Качество коммуникации»

Индикаторы
При принятии решения собираются различные точки зрения членов команды, эти точки зрения кладут в основу принимаемых решений
Дают высказываться друг другу, не перебивают друг друга – уважительная коммуникация между членами команды
Устанавливает контакты с другими людьми и развивают отношения друг с другом
Конструктивно сотрудничают с другими командами

Этап №4. Составление модели компетенций.

  • Результат проведенного анализа – итоговый документ с подробным описанием как профессиональных, так и деловых компетенций, которые отвечают требованиям, предъявляемым к сотруднику в конкретной должности и которые необходимы для результативного выполнения обязанностей по каждой должности.

Этап №5. Внедрение разработанной модели компетенций в компании.

  • Сопровождение внедрения модели компетенций в компании.