Составляющие Knowledge management Solution

 Добрый день, меня зовут Глеб Смирнов. Я являюсь членом наблюдательного совета Russian Knowledge Management Solution, первого консорциума в области управления знаниями и инновациями, созданного на базе ведущих компаний из производственного сектора, а также секторов: информационных технологий, образования, работы с интеллектуальным капиталом и проектный менеджмент. Наш курс — о будущем, это взгляд вперед в контексте новой экономической реальности, где Знания стали наиболее ценным ресурсом, чем простое обладание доступом к природным ресурсам.
Эта статья показывает формальную сторону Управления знаниями. По сути сейчас я проговорю основные фокусы внимания, которые должны быть включены в современную KM систему. Конечно, по каждому элементу можно вести отдельную дискуссию не один час, поэтому только суть, только обзор, только реальный опыт ведущих российский и международных экспертов.

Из каких элементов должна состоять KM в организации?
Что имею в виду под «элементом»? Реальная рабочая практика в организации, которая может быть воспроизведена любое количество раз при соблюдении входных требований.

 

1. Первый блок элементов. Компетенции. Как говорилось в предыдущих блоках, основным носителем знаний является человек. Конечно же KM мыслит человека как очень сложную систему, но для работы необходимо упрощение. Поэтому когда мы говорим про компетенции, то нам необходимо сначала проделать предварительную работу: мы должны детально понимать бизнес-процессы организации и должны понимать заранее, каковы требования к квалификации персонала для реализации данных БП. Итого, мы имеем карту БП и аналогичную карту требований к компетенциям (как эта процедура реализуется — смотрите и изучайте самостоятельно, за рамками этого блока). Теперь необходимо реализовать следующий набор действий и процедур.

Сохранение КВЗ

  • Алгоритм работы с носителями критически важных знаний.
  • Порядок сохранения критически важных знаний в организации.
  • План-график по внедрению системы сохранения критически важных знаний
  • Типовая форма карты знаний организации
  • Типовой сценарий образовательного продукта на основе КВЗ.

Но мало описать и сохранить КВЗ, мы должны построить систему оценки персонала на предмет их обладания. Тут нам помогут следующие документы:

  • Нормативный документ, регламентирующий установление требований к модели компетенций специалиста, задействованного в процессах управления корпоративными знаниями.
  • Проведение оценки

А как мы сможем сподвигнуть людей делиться и обмениваться знаниями, учиться у других. Как нам управлять вовлеченностью в Управление знаниями организации у сотрудников, как сделать соответствующую корпоративную Культуру?

  • Разработка концепции и плана мероприятий по управлению экспертными сообществами

2. Блок элементов «Контент»

  • Регламент административной поддержки контента НТИ.
  • Руководство по подготовке научно-технической документации для информационных коллекций портала НТИ.
  • Технология формирования классификатора НТИ.
  • Порядок наполнения электронной библиотеки (в соответствии с действующими ГОСТ)

3. блок «Управление интеллектуальной собственностью»

  • Типовые отраслевые методические рекомендации по выявлению охраняемых и охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности из результатов научной и научно-технической деятельности
  • Типовые отраслевые методические рекомендации по подготовке и оформлению лицензированных договоров о предоставлении права использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые принадлежит Компании
  • Карта функций и ролей по управлению правами на РИД
  • Типовые отраслевые методические рекомендации по выплате вознаграждений за результаты интеллектуальной деятельности в организации
  • Разработка карты рисков по интеллектуальной собственности
  • Модель оценки рисков в ИС
  • Построение системы контроля рисков в ИС

4 блок — Программное обеспечение

  • Информационная система управления результатами интеллектуальной деятельности
  • Информационная система управления корпоративной социальной сетью и сообществами
  • Информационная система работы с научно-технической информацией