Ассессмент-центр / Центр оценки
Проведение центра оценки позволяет компаниям понять уровень развития оцениваемых компетенций у сотрудников, зоны ближайшего развития сотрудника и его дефициты. В фокусе внимания центра оценки могут быть как личностно-деловые компетенции сотрудника, так и профессиональные. Важнейшим элементом центра оценки являются правильно подобранные моделирующие задания, которые должны максимально полно отражать его реальную деятельность в компании.
Ассессмент-центр дает понять
Ассессмент-центр или Центр оценки (от англ. assessment center) представляет собой комплекс мероприятий, направленный на выявление профессиональных и определение личных компетенций сотрудника.
В Ассессмент-центрах оценка производится методом наблюдения за сотрудниками, помещенными в равные, заранее спланированные условия и занятыми выполнением специально подготовленных заданий. Весь процесс ассессмента проходит в интерактивном режиме: сотрудники демонстрируют свои компетенции. Содержание и состав заданий, для оцениваемого персонала, определяются критериями и компетенциями, вытекающими из целей и задач, которые поставлены руководством компании перед Ассессмент-центром:
При этом задания могут быть выполнены различными методами – интервью, тестирование, анкетирование, решение бизнес-кейсов, деловые и ролевые игры, выполнение аналитических индивидуальных заданий, «оценка 360 градусов». Методы оценки, дабы результат был максимально объективным, включают в себя следующие блоки: качественные, количественные и общие, индивидуальные и групповые. Разноплановость в использовании и взаимодополняемость методов оценки как раз и представляют комплексный технологический характер Ассессмент-центра. (см. табл.1. Структура Ассессмент-центра)
Нет необходимости говорить о том, что квалификация эксперта и его профессионализм должны быть на очень высоком уровне.
Эксперты, проводящие центр оценки, должны руководствоваться тремя главными принципами:
- объективность
- независимость
- беспристрастность
Придерживаться этих принципов практически невозможно, если эксперт работает в компании, в которой организуют Центр оценки. Исходя из этого, именно профессионалы обращаются в консалтинговые компании, стремясь получить максимально объективный, независимый, а значит и качественный результат.
Пример
Такая ситуация была, когда компания «ХХХ» обратилась с запросом:
- создать кадровый резерв компании из числа линейных руководителей;
- выявить потенциал сотрудников в разрезе вертикального и горизонтального роста;
- определить функциональные зоны (направления, отделы), в которых данные сотрудники могут найти развитие.
Цели, которые руководство компании «ХХХ» ставило перед ГК «АЛМАЗ», были сложные. требовали комплексного подхода и высокой экспертной квалификации бизнес-консультантов. Для достижения обозначенных результатов было принято решение провести Ассессмент-центр, который включал в себя следующие этапы и методы работы:
- Качественный метод индивидуальной оценки – Развивающее интервью. Развивающее интервью проводится для получения исходной субъективной информации от сотрудника. При этом предусматривается развитие процесса получения информации от респондента, ориентируясь на его ответы, отталкиваясь от них
- Групповой общий метод оценки – Бизнес игра с элементами бизнес симуляции. Это один из максимально ориентированных на практику инструментов оценки компетенций кандидатов на ключевые позиции компании. Концепции бизнес-игр практически всегда индивидуальны, а значит, все участники мероприятия получат новый и полезный опыт. Также важной особенностью бизнес-игры, в отличие от классического собеседования, можно назвать 100% заточенность под оценку практических навыков и умений кандидатов в соответствии с потребностями и целями компании-Заказчика.
- Количественный метод оценки – Профориентационное тестирование. Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём, являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности.
Результат
В результате совместных действий экспертов ГК «АЛМАЗ» и профессионалов «ХХХ» были получены следующие результаты:
- Сформировано описание «правильного» персонала (модель компетенций, профиль должности);
- Создан план обучения сотрудников на год, направленный на развитие компетенций;
- Сформирована концепция кадрового резерва.
Ассессмент-центр – достаточно оригинальный метод профессиональной комплексной оценки персонала. И комплексность, системность касается не только методологической составляющей, но и результатов работы экспертов.
Выгоды
- Центр оценки позволяет провести ревизию моделей компетенций и ее эффективности в применении к деятельности сотрудников целей и ценностей компании
- На основе центра оценки компания получает экспертное мнение об уровне владения компетенциями по каждому участнику и по команде в целом.
- Компания получает рекомендации по обучению сотрудников компании, рекомендации по карьерному и профессиональному развитию сотрудников, рекомендации по повышению мотивации и вовлеченности сотрудников в деятельность компании
Главные выгоды для сотрудников:
- Центр оценки формирует у участников понимание собственных стратегий поведения и принятия решения
- Позволяет взглянуть на собственные действия и действия своих коллег с новой позиции, освежить взгляд, снять зашоренность, более трезво оценивать свои сильные стороны и зоны развития
- По результатам центра оценки участник получает независимую экспертную оценку о собственном уровне владения компетенциями
- Участник получает рекомендации по индивидуальному развитию профессиональных и личных компетенций